Точки роста в международных академических рейтингах
Точки роста в международных академических рейтингах
11 декабря в ММПЦ МИА «Россия сегодня» состоялся видеомост Москва – Лондон– Минск – Астана на тему: «Точки роста в международных академических
рейтингах», в котором в качестве гостя принял участие начальник Управления
международных образовательных программ нашего Университета Иван Кривчанский.
Участники в Москве: — заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Людмила
Огородова; — генеральный директор CCN Russia Александр Аваянц; — торговый представитель в России и СНГ Австралийской торговой
и инвестиционной комиссии (Аустрейд) Стив Ранк.
В Лондоне: — региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя
Зайцева; — директор по данным и аналитике Times Higher Education Дункан Росс; — пожизненный член Кембриджского университета Джон Грин.
В Минске: — проректор по учебной работе Белорусского государственного университета
Алексей Толстик.
В Астане: — первый проректор Казахского национального университета им. аль-Фараби
Мухамбеткали Буркетбаев; — проректор по международным связям и инновациям Евразийского
национального университета им. Л.Н. Гумилева Баубек Сомжурек.
Модератор мероприятия – руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА
«Россия сегодня» Наталья Тюрина.
На мероприятии речь шла о моделях и эффективных практиках продвижения
университетов в глобальных академических рейтингах, а также о мерах
поддержки университетов для повышения рейтинговых показателей.
Открывая мероприятие, Н. Тюрина представила участников и определила общее
направление работы, как поиск наиболее эффективных путей роста российских
вузов в международных академических рейтингах.
Выступая с программной речью, заместитель Министра образования и науки
Российской Федерации Л. Огородова представила результаты, достигнутые
вузами Российской Федерации, получившими государственную поддержку для
продвижения в мировых академических рейтингах в рамках проекта 5-100. В
частности она сообщила, что к настоящему времени около 40 российских
университетов входят в мировые рейтинги QS, THE, ARWU и др., что отражает
высокую динамику роста и представленность российского высшего образования
на мировом рынке образовательных услуг. Вместе с тем она отметила, что для
большинства российских вузов характерна узкая направленность (сельское
хозяйство, медицина, физика и т.д.), предопределяющая признание достижений
и участие только в предметных рейтингах. В качестве примера приводились
Московский инженерно-физический институт с высоким рейтингом в области
физики. Точками роста для российских вузов Л. Огородова назвала уровень
преподавания, уровень научных исследований (и публикационная активность),
преподавательский состав и количество привлекаемых иностранных студентов и
специалистов.
Директор по данным и аналитике Times Higher Education (THE) Дункан Росс в
качестве основных точек роста для российских вузов обозначил научные
исследования в естественных науках, междисциплинарных (на стыке различных
наук) исследований, и преподавание в университетах (в первую очередь
технических). Также господин Д.Росс отметил трудности возникающие при
оценке и сравнении достижений университетов вследствие их разноплановости и
затрудненной сопоставимости результатов их деятельности. В частности,
публикационная активность в гуманитарных науках и технических существенно
отличаются, но значимость публикаций разная, поэтому значительно влияет
субъективизм, в том числе и как репутация, что сказывается на объективности
общих показателей оценки.
Эту точку зрения поддержал и пожизненный член Кембриджского университета
Джон Грин, который, основываясь на примере Кембриджского университета,
отметил, что необходимо учитывать и общественное влияние результатов
исследований и, понимая, как формируются рейтинги, оказывать влияние на
показатели.
Региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева
констатировала рост российских университетов в мировых академических
рейтингах за последние 10 лет, вклад проекта 5-100 в динамику роста и
вузов-участников и всех российских вузов в целом, а также связала это с
интеграцией российского образования в мировое образовательное пространство.
В рамках телемоста был продемонстрирован заранее подготовленный видеоролик,
где президент Центра всемирного рейтинга университетов Надим Махассен также
отметил свое видение точек роста российского высшего образования в мировых
рейтингах, основными из которых являются публикации в высокорейтинговых
научных журналах, объединение российских вузов в большие университетские
комплексы, осуществляющие учебную и научную деятельность по большему
количеству направлений, привлечение для преподавания и научной работы
ученых с мировыми именами, а также использование опыта Китая по интеграции
науки, образования, производства и маркетинга.
Более подробно китайский опыт был представлен в выступлении генерального
директора China Campus Network Russia Александра Аваянца (Харбинский
университет входит в 10 лучших университетов мира).
Проректор по учебной работе Белорусского государственного университета
Алексей Толстик представил опыт своего вуза и общие направления роста
белорусского высшего образования, обозначив точечные меры поддержки,
оказываемые правительством Республики Беларусь, а представители вузов
Казахстана – первый проректор Казахского национального университета им.
аль-Фараби Мухамбеткали Буркетбаев и проректор по международным связям
и инновациям Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева
Баубек Сомжурек – поделились опытом продвижения казахского высшего
образования на мировом рынке образовательных услуг и, в первую очередь, в
регионе Центральной и Юго-Восточной Азии.
В связи с рассматриваемой проблемой в качестве одного из наиболее успешных
примеров был представлен австралийский опыт. Торговый представитель
Австралийской торговой и инвестиционной комиссии (Аустрейд) в России и СНГ
Стив Ранк сообщил, что образовательные услуги занимают третью строчку в
бюджете Австралии и играют значительную роль в государственной политике и
экономике.
Завершая мероприятие, модератор вслед за заместителем Министра образования
и науки Российской Федерации Л. Огородовой подчеркнула, что сейчас
необходима глубинная трансформация российского образования (вузов в
частности), которая позволит изменить подходы к функционированию всех
университетов в Российской Федерации и станет драйвером их развития.
Оригинал текста и видео находятся по адресу: http://pressmia.ru/pressclub/20171211/951773348.html